Заявление министров финансов и управляющих
центральных банков стран “Группы 7”
16 апреля 2005 года, Вашингтон
Со времени нашей последней встречи в феврале 2005 г. тенденция роста глобальной экономики оставалась здоровой, прогнозы продолжают предсказывать солидный рост в 2005 году. Умеренное инфляционное давление, надлежащая денежно-кредитная политика и благоприятные условия финансирования говорят в пользу данного прогноза. Тем не менее, остается ряд угроз. Высокие цены на нефть препятствуют росту, и он менее сбалансирован, чем прежде. Мы приветствуем усилия, направленные на улучшение данных о рынке нефти, на увеличение предложения нефти в среднесрочной перспективе и на повышение энергоэффективности. Мы проанализируем достигнутые успехи на нашей следующей встрече. Энергичные действия требуются для решения проблемы глобальных дисбалансов и для стимулирования роста: налогово-бюджетная консолидация в США, дальнейшие структурные реформы в Европе, а также продолжение структурных реформ, включая налогово-бюджетную консолидацию, в Японии.
Мы вновь подтверждаем, что валютные курсы должны отражать фундаментальные экономические показатели. Излишняя волатильность и неупорядоченные движения валютных курсов нежелательны для экономического роста. Мы продолжим внимательно следить за валютным рынком и будем сотрудничать, как того потребует обстановка. В этом контексте мы подчеркиваем, что для того, чтобы содействовать плавной и широкой по географическому охвату корректировке международной финансовой системы, основанной на рыночных механизмах, желательна большая гибкость валютных курсов ведущих стран или экономических зон, где такая гибкость пока недостаточна.
Основываясь на плане действий по вопросам развития, который был согласован нами в Лондоне, мы достигли прогресса в подготовке к саммиту в Глениглсе, в частности, в том, что касается анализа ситуации в отдельных беднейших странах с высоким уровнем долгового бремени (HIPC), который основывается на нашем желании обеспечить 100%-е списание задолженности этих стран перед Международной ассоциацией развития (МАР) и Африканским фондом развития (АФР), не допуская при этом сокращения объема ресурсов этих организаций, предоставляемого ими беднейшим странам. Мы благодарим Директора-распорядителя МВФ за подготовку документов, в которых исследуется роль МВФ в деле облегчения долгового бремени, и ожидаем обсуждения этого вопроса при участии всех членов Фонда. Мы обсудили инициированную на встрече в Лондоне рабочую программу по внедрению Механизма международного финансирования (ММФ) и его пилотный проект, - ММФ для фондирования программы вакцинации; некоторые предложения по источникам доходов “доклада Ландау”, которые выдвинуты Францией и Германией и могут быть использованы для рефинансирования ММФ; Счет вызовов тысячелетия (Millennium Challenge Account) и другие финансовые меры. Мы согласны с тем, что МВФ и Всемирный банк должны играть роль в том, чтобы помогать развивающимся странам решать проблемы, связанные с высокими ценами на энергоносители.
Мы вновь рассмотрели прогресс в подготовке Стратегического обзора Бреттон-Вудских институтов. Мы поддерживаем создание в МВФ механизма мониторинга экономической политики, который предусматривал бы возможность для стран с низким уровнем дохода сотрудничать с Фондом даже тогда, когда они не нуждаются в его финансовых ресурсах, наряду с сохранением Программы по сокращению бедности и содействию росту (PRGF), которая является основным инструментом МВФ по предоставлению ресурсов странам с низким уровнем дохода. Механизм PRGF должен быть адекватно обеспечен ресурсами в целях удовлетворения будущих потребностей, в соответствии с прогнозами МВФ, и эффективно отвечать на возможные краткосрочные потребности в структурной перестройке. Мы полагаем, что можно достигнуть быстрого прогресса в совершенствовании надзорной функции МВФ, в том числе путем разделения функции анализа долговой устойчивости и обеспечения ее независимости от механизма принятия кредитных решений. Расстановка приоритетов в работе и строгая бюджетная дисциплина являются важнейшими условиями эффективного функционирования всех международных финансовых институтов.
Мы благодарим Джима Вулфенсона за его выдающуюся деятельность на посту президента Всемирного банка. Мы приветствуем Пола Вулфовица в качестве нового президента Банка и рассчитываем на совместную работу с ним по следующим направлениям: улучшать выполнение Банком разработанных странами национальных стратегий сокращения бедности, в том числе наращивать их способность к эффективному управлению государственными финансами и борьбе с коррупцией; мобилизовать бoльшие ресурсы на цели развития; усилить акцент на стратегиях экономического роста; укреплять подотчетность и стимулы посредством управления, основанного на результатах, реформирования бюджетного процесса в целях большего контроля за расходами, а также увеличения транспарентности.
Мы высоко оцениваем действия бразильских властей, их умелую экономическую политику и успешное сотрудничество с МВФ и приветствуем их недавнее решение продолжить проведение своей взвешенной политики без использования дополнительной программы МВФ. Вслед за проведенной реструктуризацией долга Аргентине необходимо решить проблему оставшейся просроченной задолженности, с учетом политики предоставления МВФ кредитов странам, имеющим просроченную задолженность, а также осуществить структурные реформы для обеспечения устойчивого экономического роста. Мы приветствуем усилия стран-доноров по оказанию помощи восстановлению стран, пострадавших от цунами, и призываем всех доноров быстрее переходить от обещаний к действиям. Мы с готовностью ожидаем встречи с нашими коллегами из стран Большого Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки.
Ключевым фактором для глобального экономического роста является успешное завершение Дохийского раунда торговых переговоров в целях развития. Страны с открытым и хорошо контролируемым сектором финансовых услуг, в особенности страны с формирующимися рынками и развивающиеся страны, достигли гораздо более высоких темпов роста. Достижение твердых договоренностей в рамках ВТО по сектору финансовых услуг на министерской встрече в Гонконге в наилучшей степени отвечает интересам мирового сообщества.
В рамках нашей совместной борьбы с финансированием терроризма мы согласились с важностью совершенствования процедур замораживания активов террористов в соответствии с резолюциями ООН, улучшения информационного обмена между юрисдикциями, а также с частным сектором, и изучения возможности расширения набора финансовых инструментов (санкций – прим. переводчика), направленных на борьбу с преступностью и терроризмом.