Заявление министров финансов “Группы восьми”
к саммиту лидеров стран “восьмерки”
(Санкт-Петербург, 9-10 июня 2006 года)
Мы встретились сегодня и обсудили ряд глобальных экономических вопросов в рамках подготовки к ежегодной встрече глав государств и правительств стран “Группы восьми” в Санкт-Петербурге. Мы также провели плодотворную дискуссию с коллегами из Австралии, Бразилии, Китайской Народной Республики, Индии, Республики Кореи и Нигерии.
Темпы роста мировой экономики остаются высокими, и база роста постепенно расширяется. Вместе с тем, сохраняются риски замедления роста вследствие высоких и нестабильных цен на энергоресурсы и усиливающихся глобальных дисбалансов. Мы подчеркиваем, что коррекция экономических диспропорций является делом совместной ответственности, и подтверждаем нашу приверженность проведению политики по разрешению глобальных дисбалансов. Мы привержены борьбе с протекционизмом и дальнейшей либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией, промышленными товарами и услугами, а также инвестиций. Мы согласились с тем, что амбициозный результат по итогам Дохийского раунда крайне важен для глобального роста, и признаем, что для его достижения необходимо срочно добиться прогресса в этих переговорах. Кроме того, многим развивающимся странам необходимо существенное содействие в развитии внешнеторговых институтов, чтобы они смогли воспользоваться преимуществами общей либерализации мировой торговли.
Мы обсудили текущую ситуацию на энергетических рынках и те риски, которые высокие цены на нефть представляют для дальнейшего развития мировой экономики. Мы призываем как страны–производители, так и страны–потребители энергоресурсов к всесторонним действиям, направленным на облегчение условий инвестирования в энергетический сектор, повышение энергоэффективности, включая посредством национальных инициатив, а также на содействие большей открытости и надежности информации об энергетических рынках, в том числе посредством разработки общего мирового стандарта отчетности по запасам и резервам нефти. Мы признаем важность принципов Энергетической Хартии, диверсификации рынков сбыта и источников поставок энергоресурсов, а также укрепления сотрудничества в реагировании на чрезвычайные ситуации для обеспечения энергетической безопасности. Мы призываем МВФ и Всемирный банк к разработке мер экономической политики как для стран-производителей, так и для стран-потребителей энергии, направленных на смягчение негативного воздействия на их экономику со стороны высоких и нестабильных цен на энергоресурсы.
Мы обсудили важность реализации принятых в 2005 году обязательств по оказанию помощи развивающимся странам в достижении Целей развития тысячелетия. В этой связи мы подтверждаем важность энергетики для развития и принимаем отдельное заявление по этому вопросу. Мы отметили особую важность дальнейшего прогресса в достижении целей программы “Образование для всех”. Мы подтверждаем обязательство, принятое в Глениглсе, оказывать содействие странам-бенефициарам Инициативы ускоренного финансирования для развития устойчивого потенциала и определения потребности в ресурсах, необходимых для надежного осуществления стратегий в сфере образования. Мы ожидаем, что Всемирный банк доложит о ходе реализации Инициативы ускоренного финансирования во время Годового собрания управляющих.
Мы приветствуем возрастающую роль новых стран - доноров в финансировании развития стран с низким уровнем доходов. Мы призываем к большей координации действий среди всех участников расширяющегося донорского сообщества и увязке программ помощи с приоритетами развития стран-партнеров. Мы считаем важным предотвратить накопление чрезмерного долга в странах с низким уровнем доходов, особенно в тех, которые получают облегчение долгового бремени в рамках инициатив HIPC и MDRI. Мы призываем все страны-доноры учитывать вопросы долговой устойчивости в практике кредитования и предоставлять полную информацию по кредитам для стран с низким уровнем доходов. Мы поздравляем Парижский клуб по случаю его пятидесятилетия и подчеркиваем его ключевую роль в осуществлении координации действий для разрешения международных долговых проблем.
Мы еще раз подтверждаем, что риск возникновения пандемии птичьего гриппа требует проведения специальной подготовки, в рамках которой необходимо наладить сотрудничество между странами по разработке планов обеспечения бесперебойного функционирования, в том числе для финансового сектора. Мы высоко оцениваем работу МВФ по распространению общих элементов обеспечения бесперебойного функционирования и призываем к дальнейшим усилиям в оказании помощи странам при разработке их собственных планов. Мы отмечаем проделанную работу по инновационным финансовым механизмам. Мы благодарим Всемирный банк и Глобальный альянс по вакцинации и иммунизации (GAVI) за техническую работу над проектом по Предварительным рыночным обязательствам (ПРО) для будущих закупок вакцин и ожидаем успешного запуска пилотного проекта до конца этого года. Мы также призываем к мобилизации дополнительных средств для закрытия финансового разрыва в финансировании мероприятий по искоренению полиомиелита.
Мы признаем необходимость повышения уровня финансового образования и грамотности для лучшего использования финансовых услуг, а также для принятия людьми эффективных решений в отношении своего настоящего и будущего благосостояния. Мы приветствуем работу над Проектом по финансовому образованию, ведущуюся ОЭСР, и призываем к дальнейшему развитию рекомендаций по улучшению финансовой грамотности на основе передового опыта в данной области. Мы поддерживаем предложение России и ОЭСР провести в Москве международную конференцию по финансовой грамотности при участии других заинтересованных международных организаций. Мы подчеркиваем, что расширенный доступ к финансовым услугам является эффективным инструментом экономического развития. Мы призываем международные финансовые организации и других доноров поддержать лучшую практику в программах доступа к финансовым услугам и повысить регулярность, сопоставимость и качество предоставления информации по финансовому доступу и работе финансового сектора. Мы поддерживаем усилия, предпринимаемые на страновом уровне, по устранению препятствий для доступа к финансовым услугам, включая снижение стоимости денежных переводов.
Следуя сделанным ранее заявлениям на саммитах “Группы восьми” в поддержку высоких стандартов прозрачности и эффективного обмена информацией ОЭСР по всем налоговым вопросам, мы приветствуем доклад Глобального форума ОЭСР по налогообложению о достигнутом прогрессе по выполнению этих стандартов во всем мире. Мы настаиваем на их полном выполнении везде, где они еще не полностью применяются, и ожидаем скорейшего заключения соглашений об обмене налоговой информацией между странами ОЭСР и финансовыми центрами.
Мы подтверждаем нашу решимость бороться с отмыванием денег и финансированием терроризма и намерены укреплять наши системы по замораживанию активов и обмену информацией, а также развивать многосторонние финансовые инструменты с тем, чтобы искоренить преступную и противозаконную деятельность. Мы призываем все страны к продолжению деятельности по улучшению выполнения рекомендаций FATF. Мы поддерживаем проведение регулярных всеобъемлющих оценок стран на предмет соответствия этим рекомендациям через процесс совместного оценивания, осуществляемый FATF и региональными органами по типу FATF, а также через программы МВФ и Всемирного банка по оценке финансового сектора. Мы призываем к более тесному взаимодействию между этими институтами в целях подготовки содержательных и высококачественных докладов по оценке, обмену опытом по программам оценок, осуществлению дополнительного обучения и анализу новых тенденций и методик. Мы также призываем все страны публиковать свои отчеты в полном объеме.
Мы согласны, что ответственное и эффективное управление общественными финансами имеет фундаментальное значение для достижения макроэкономической стабильности и устойчивого роста, а также обеспечивает надежную основу для надлежащего управления. С этой целью мы поддерживаем национальные и международные инициативы по обеспечению: налогово-бюджетной прозрачности, стабильности и устойчивости государственных финансов, интегрированных подходов к формированию и исполнению бюджета, бюджетирования, ориентированного на результаты на всех уровнях государственного управления, среднесрочного финансового планирования, а также эффективного финансового контроля, учета и мониторинга. Мы призываем соответствующие международные и региональные организации усилить координацию в продвижении инициатив, стимулирующих применение существующих международных стандартов и лучшей практики в налогово-бюджетной сфере, и согласны продолжить диалог по дальнейшим мерам, необходимым для укрепления эффективного управления общественными финансами.