Общие принципы планирования и подготовки к бесперебойному ведению экономической деятельности в случае пандемии птичьего гриппа (ППГ)
(Подготовлено Международным валютным фондом)

Принцип 1: Основную ответственность за разработку планов обеспечения бесперебойного функционирования (ПОБФ) в организации несут ее совет директоров и руководители высшего звена.

В условиях пандемии возникнут специфические проблемы, требующие адресного реагирования со стороны руководства финансовых учреждений. Понадобится резервирование соответствующих ресурсов на организацию мониторинга, планирования и управления надлежащим реагированием в случае возникновения ППГ. Учреждениями предпринят ряд шагов по подготовке документированных стратегических планов, уточнению распределения ответственности и определению способов осуществления принятых планов. В число принятых к настоящему времени мер входят:

Принцип 2. Организациям следует детально рассмотреть и разработать планы на случай крупных операционных сбоев.

Планы ПОБФ направлены на обеспечение критически важных уровней производства. ПОБФ, разработанные на случай внезапного временного сбоя в функционировании инфраструктуры, в настоящее время расширяются, чтобы учесть возникновение угрозы для персонала. В таких планах определяются ключевые функции, а первоочередное внимание уделяется повседневному управлению рабочей нагрузкой в период пандемии. В задачи финансовых учреждений может входить обеспечение необходимых объемов ликвидных средств, поддержание работы банкоматов, обеспечение функционирования платежной системы, управление рисками на финансовых рынках и рисками работы с контрагентами. Как правило, ПОБФ включает все или некоторые из ниже перечисленных элементов:

Принцип 3. Участникам финансовой отрасли следует сформулировать цели восстановительных мероприятий, адекватные риску для финансовой индустрии.

Платежным и расчетно-депозитарным системам в наибольшей степени необходимы оперативные и эффективные механизмы восстановления работоспособности. Поэтому у них, как правило, имеются тщательно разработанные стандарты относительно бесперебойного функционирования и операционного риска. Однако во многих странах основной упор делается на создание резервных объектов и дублирование физической инфраструктуры. Лишь в последнее время началась разработка планов на случай масштабного невыхода сотрудников на работу. В дополнительной проработке, возможно, нуждаются следующие вопросы:

Необходимо, чтобы приготовления, осуществляемые крупными финансовыми учреждениями с разветвленной структурой, важнейшими банками, специализирующимися на предоставлении розничных услуг, и самими органами власти, носили надежный и устойчивый характер. Сбой в работе любого из этих учреждений скажется не только на функционировании его самого, но и глобальной финансовой системы в целом.

Принцип 4. ПОБФ должны распространяться на весь спектр внутренних и внешних коммуникаций.

По всей вероятности, в преодолении ППГ главную роль будет играть взаимодействие с персоналом, основными поставщиками и государственными чиновниками. Связь с персоналом имеет первостепенное значение для предотвращения паники среди сотрудников, укрепления их морального состояния и обеспечения важнейшей информацией для охраны их здоровья и выполнения ими основных функций. Распространение информации о пандемии следует начать незамедлительно для обеспечения преемственности в распространении достоверной информации. Некоторые учреждения пересматривают свои коммуникационные программы, чтобы уточнить, есть ли необходимость при ППГ в особых политических мерах в связи с повышенными опасениями и тревогой за здоровье членов семей сотрудников. Требующие рассмотрения вопросы из области коммуникаций включают:

Принцип 5. Важность трансграничных коммуникаций в период крупномасштабных нарушений деятельности.

Исключительно важным аспектом преодоления последствий ППГ является информирование международных регулирующих органов об условиях, складывающихся в стране и ее финансовых учреждениях. Соответственно, регулирующим ведомствам следует убедиться в том, что в такой ситуации у них будет возможность поддерживать контакт с соответствующими органами других стран.

Принцип 6. ПОБФ должны быть действенными; необходимость внесения изменений следует выявлять путем проверок.

Проверка адекватности ПОБФ и меры в отношении персонала важны, однако сопряжены со многими трудностями. Проверка удаленных объектов и адекватности планов рассредоточения персонала может оказаться сложной задачей, принимая во внимание масштабы сбоев и издержки компании. Проблематичной может быть и выработка сценария проверки. Тестирование для вирусной эпидемии со сравнительно низкой заболеваемостью может быть относительно простым, однако приобретенный по его итогам опыт может оказаться неподходящим в условиях вспышки вирусной инфекции с высокой заболеваемостью и долей смертности. Учитывая это, организации рассматривают целый ряд вариантов:

Принцип 7. Органам финансового регулирования следует включать ПОБФ в свои концепции оценивания финансовых учреждений.

Центральные банки и регулирующие органы играют важную роль в антикризисном управлении и планировании. Им следует анализировать свои собственные ПОБФ, равно как и разрабатываемые финансовыми учреждениями, с целью минимизации сбоев в деятельности платежных, расчетных и иных механизмов финансовых рынков в случае возникновения пандемии.

Антикризисное планирование

В случае возникновения ППГ ответные меры будут приниматься силами широкого круга национальных органов власти. Для координации различных ответных мер может быть создана группа высокого уровня, состоящая из представителей правительства (министерства финансов), центрального банка и регулирующих органов. Кроме того, в подготовке планов на случай чрезвычайной ситуации широкого масштаба могут принять участие ключевые ведомства в сфере здравоохранения и инфраструктуры.

Национальные органы власти будут играть решающую роль в координации ответных мер, принимаемых хозяйствующими субъектами частного сектора, а также во взаимодействии с органами власти других стран. На принятие теми или иными организациями решения о целесообразности или нецелесообразности инвестирования средств в обеспечение готовности к чрезвычайной ситуации повлияют решения других участников рынка. Возможно, властям придется проявить инициативу и сформулировать определенные ожидания либо создать форум для общеотраслевой дискуссии среди конкурирующих субъектов. Равным образом, властям, возможно, придется проявить инициативу и выработать порядок действий на случай возникновения проблем с трансграничными операциями, либо с дочерними или материнскими компаниями. Для этого понадобится наладить диалог с регулирующими органами в странах-партнерах или многосторонними организациями.

Платежно-расчетная система

Помимо разработки ПОБФ, позволяющих надлежащим образом решать проблему нехватки ключевых сотрудников, провайдерам платежных и расчетных услуг следует также:

Экономическая политика

Следует рассмотреть политику предоставления ликвидных денежных средств банкам. Каким образом банки смогут остаться ликвидными? И что будет сделано, если они станут неликвидными? Следует обеспечить наличие в центральном банке достаточного запаса наличных денег и определить, когда будет необходимо замедлить или приостановить процесс изъятия банкнот.

Необходимо разработать планы изъятия из обращения избыточной ликвидности (если возможно, то во время кризиса; если нет – непосредственно после него). Следует рассмотреть порядок операций на открытых рынках и функционирование денежного рынка в условиях существенного ухудшения состояния финансовой системы (например, сегментации межбанковского рынка).

Центральному банку следует обеспечить достаточную поставку наличных денег, определить, когда необходимо замедлить или приостановить процесс изъятия банкнот, и гарантировать надлежащие возможности доставки наличных денежных средств в финансовые учреждения с учетом возможного негативного воздействия чрезвычайной ситуации на транспортную сеть.

Необходимо выработать способы мониторинга положения дел с зарубежными кредитными линиями. В условиях ППГ международные кредиторы могут потребовать возврата кредитов или отказать в пролонгации кредитных линий. Следует рассмотреть альтернативы для ограничения объема требований на возврат кредитов по таким линиям.

Следует изучить последствия резкого роста волатильности или снижения ликвидности финансовых рынков, а также результаты использования "тормозов обращения" либо временной приостановки работы крупнейших рынков.

Необходимо разработать способы решения проблемы нестабильности на денежном и валютном рынках, включая выяснение минимальных условий, при которых такие системы сохраняют способность эффективно функционировать. На случай деструктивного изменения ситуации на рынке следует разработать чрезвычайные предохранительные меры.

Необходимо определить, могут ли и при каких условиях применяться меры контроля за движением капитала.

Пруденциальный надзор

Необходимо изучить вопрос о возможном смягчении некоторых правил пруденциального надзора, например того, как банкам следует трактовать невозврат кредитов по истечении срока их погашения? Не следует ли изменить пруденциальные нормативы минимальной ликвидности и классификации займов? Каким образом будут приниматься такие решения?

Необходимо определить, какие сведения о смягчении пруденциального надзора могут быть сообщены финансовым учреждениям для подготовки ими ПОБФ. Разрабатывая свои планы, банки должны знать, могут ли они рассчитывать на временную снисходительность аудита, требований к отчетности или правил, которыми они должны руководствоваться при ведении банковской деятельности?

В странах со сложной структурой регулирования существенное значение имеет координация действий различных регулирующих органов. Особенно важен скоординированный подход к разработке правил в отношении готовности к чрезвычайным ситуациям, тестирования, а в случае возникновения пандемии, смягчения регулятивных норм. Поскольку воздействие ППГ на экономику и жизнь общества будет чрезвычайно многоплановым и скажется на самых различных уровнях, информацию следует распространять среди как можно более широкой аудитории.